Использование VoIP шлюзов в традиционных телефонных сетях
Многие системные администраторы и технические специалисты, которые обслуживают компании с традиционной системой телефонной офисной связи, уделяют недостаточное внимание изучению современного VoIP-оборудования. Такая тенденция складывается, в первую очередь, из-за ошибочного восприятия сферы использования данных продуктов. На самом деле, многие устройства, предназначенные для работы в системах IP-телефонии, позволяют реализовывать достаточно интересный функционал и при использовании традиционных офисных АТС. В наибольшей степени данное утверждение справедливо в отношении такого устройства, как VoIP шлюз. Рассмотрим одну довольно любопытную конфигурацию, которая может быть интересна для многих российских небольших и средних компаний.
Итак, имеется: основной офис компании, в которой установлена самая обычная телефонная станция с подключенными к ней городскими линиями и традиционными аппаратами сотрудников. Также имеется один или несколько небольших подразделений, которые территориально удалены от основного офиса (к примеру, это может быть склад, розничная точка или просто дополнительное помещение, в которое переехала часть сотрудников из-за нехватки места). В таких подразделениях, как правило, не устанавливается собственная АТС, а используются телефонные аппараты, подключенные напрямую к городской сети. Задача: как объединить дополнительный офис с основным, потратив на это не более 10 – 15 тысяч рублей? Под объединением в данном случае стоит понимать возможность позвонить в удаленное подразделение компании (и обратно) по короткому номеру и желательно бесплатно. Эта задача вполне решаема, более того – удаленным сотрудникам можно также предоставить возможность принимать и набирать городские телефонные номера через линии, подключенные к основной АТС компании!
Решение: в головном офисе компании устанавливается FXO-шлюз, каждый порт которого подключается к разъему для телефонных аппаратов на АТС. При этом емкость шлюза выбирается исходя из количества устройств в подразделении. На АТС назначаются внутренние номера для удаленных сотрудников на портах, к которым подключен шлюз. Последний же соединяется через WAN-порт с сетью Интернет напрямую или посредством NAT (что существенно безопасней при правильной организации проброса портов). В удаленный филиал необходимо приобрести FXS-шлюз, который также подключается к сети Интернет с одной стороны, и к обычным телефонам пользователей – с другой.
Самый ответственный момент – непосредственно настройка VoIP шлюзов. Во-первых, они оба должны поддерживать так называемый режим «HotLine» (горячая линия, режим без регистрации, могут быть и другие названия). Сейчас таких устройств достаточно много, к примеру, шлюзы D-Link, Grandstream, Nateks и другие. Во-вторых, необходимо правильно настроить правила переадресации, для того, чтобы звонки проходили между подразделениями, а также городской сетью. Как правило, известные производители публикуют на своих сайтах довольно подробные инструкции по использованию устройств в режиме HotLine. В том числе и поэтому строго рекомендуется использовать на обоих концах шлюзы одного и того же производителя. Ну и наконец, два устройства должны быть доступны друг для друга по внешнему IP-адресу, который, естественно, должен быть статическим.
Реализация описанной схемы, как видно, требует соблюдения определённых условий и не совсем тривиальна, особенно для специалистов без опыта работы с системами IP-телефонии. Тем не менее, в очень многих случаях приложенные усилия многократно окупаются теми преимуществами, которые таит в себе данная конфигурация распределенной телефонной сети.